Раненнеклассический период: круглая скульптура
Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.
Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться.
Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.
Конечно, стремление скульптора периода ранней классики к точной передаче деталей реального образа ещё довольно-таки робкое. Эти попытки ощущаются лишь во второстепенных частях изваяний.
К примеру, предельное обобщение форм в Дельфийском возничем – величественной статуе, созданной из бронзы, нарушается лишь в местах, спрятанных от взглядов зрителя. На пальцах ног юноши показаны вздувшиеся кровеносные сосуды, криво подстриженные ногти.
Выразительность движений в скульптурах раннеклассического периода с особой яркостью демонстрирует бронзовая статуя Посейдона, которую обнаружили у мыса Артемисиона в море. Посейдон предстаёт перед зрителем мечущим оружие. Широко шагая, он замахивается правой рукой, немного согнув её в локте, а левую вытянул вперёд, словно определяя направление полёта оружия.
Статуя поражает мощью, в ней заключённой. Свободен широкий замах руки бога в момент перед решительным броском. Ваятель, благодаря своему мастерству, воплотил в фигуре человека вихрь, силу смерча, дал олицетворение разбушевавшейся стихии. Стихии, даже в своём гневе не злобной и низкой, а благородной и величественной.
В работах ионических мастеров превалировали в этот период темы лирического характера. Рукой неизвестного скульптора были созданы рельефы с изображением рождения Афродиты из морской пены. Осторожно поддерживая за руки, две хариты подымают богиню из воды. Афродита смотрит на мир, повернув голову, словно проснувшись от бесконечно долгого сна. В резком повороте головы богини выражена масса чувств и эмоций: восторг, радость, удивление перед открывающимся ей миром.
Посейдон с мыса Артемисион. Около 460 г. до н.э. Афины. Музей.
|
Рождение Афродиты. Мрамор. Около 470 г. до н.э. Рим. Музей Терм.
|
Дельфийский возничий. Бронза. Около 470 г. до н.э. Дельфы. Музей.
|